Стиль импрессионизм

Импрессионизм в переводе на русский обозначает впечатление. Отображение действительности через впечатления художника. Это не экспрессионизм, где в большой степени отражаются чувства и мысли. В импрессионизме основным является, все-таки, действительность, прошедшая  через призму восприятия ее автором.

В картинах импрессионистов видно стремление запечатлеть текущий момент, не упустить мимолетное. Искусство импрессионистов можно сравнить, по идеологии, с фотографией, которая также запечатлевает короткий отрезок времени – текущий момент. Недаром первая выставка импрессионистов состоялась в мастерской парижского фотографа Недара.

Если присмотреться к картинам импрессионистам, то обращает внимание один интересный момент – техника многих картин такова, что Вы не может оценить картину, рассматривая ее вблизи. Чтобы увидеть то, что на ней изображено, нужно отойти на некоторое расстояние и тогда Вам откроется момент жизни, запечатленный художником. Такой эффект достигается особой техникой живописи – «вибрирующий мазок». Картины как бы собраны из отдельных мазков и только расстояние позволяет увидеть все. Как и в жизни, Вы не всегда можете оценить значимость момента, и его смысл становится понятен, только после того, как пройдет какое-то время. Еще Делакруа пытался запечатлеть движение с помощью мазка, а импрессионисты развили и довели до совершенства  эту технику. Этот стиль придает картинам динамизм и некоторую незаконченность. Но эта незаконченность не техническая, а именно отражение момента, выхваченного из ткани мира. На картине все в движении и кажется, что через мгновение все изменится. Еще одна особенность стиля импрессионизм – это композиция. Заимствованная у японских мастеров живописи ассиметричность или наклон  также придают произведениям импрессионистов видимость движения.

Стиль импрессионизм в нашем сознании ассоциируется, в первую очередь, с Францией. И не случайно, что наиболее известные мастера были Французами – Мане, Дега, Ренуар, Писсаро. Все это великие имена,  произведения которых являются всемирным достоянием.

История стиля импрессионизм

Клод Мане - Завтрак на траве

Клод Мане - Завтрак на траве

Впервые об импрессионизме, как о стиле, заговорили после, прошедшем в Париже в 1863 году «Салоне отверженных». На этой выставке были представлены работы художников, отвергнутых жюри «Парижского салона». Среди множества картин, внимание публики привлекла работа Мане «Завтрак на траве». Картина спровоцировала скандал и принесла художник известность и популярность. Именно в этой картине впервые проявился «фотографический» стиль, ставший впоследствии одной из особенностей импрессионистов, а также знаменитый «мазок».

15 мая 1874 в мастерской фотографа Недара прошла выставка уже 30 художников импрессионистов. Было выставлено более сотни картин. На этой выставке была представлена картина Клода Мане под названием «Впечатление. Восходящее солнце».

Клод Мане - Впечатление. Восходящее солнце
Клод Мане — Впечатление. Восходящее солнце

Популярный парижский журналист Лую Леруа забрел на эту выставку группы художников, которая носила длинное название «Анонимное товарищество артистов, живописцев, художников, скульпторов, графиков и проч.» и решил высмеять новое искусство в своем фельетоне, который вышел под названием «Выставка импрессионистов». Для нас это название ничего не говорит, но на французском языке это звучало забавно «Выставка впечатлителей», если перевести дословно. Именно картина Мане дала  Леруа название всего направления. Результат был, скорее всего, неожиданным для журналиста. Его статья подарила название новому направлению, которое закрепилось за стилем.

— Впечатление? Чертовски забавное впечатление! О… а это?

Можно было сказать, что новое направление в искусстве было сформировано. Именно с этой выставки началось победное шествие импрессионизма по миру.

Попытка остановить момент является и сильной стороной стиля, но и его слабостью. Импрессионисты в своих произведениях не пытаются осмыслить суть вещей, отразить их во всем многообразии, а лишь фиксируют текущее состояние, которое может быть ярким, запоминающимся, но проходящим. Иногда создается впечатление – то, что отражено на картине через мгновение изменится и приобретет совсем другое значение. Это и стало одной из причин кризиса импрессионизма и отходом многих художников от этого стиля. Поль Гоген, Ван Гог стали родоначальниками стиля, который условно называют постимпрессионизмом. Они в своих картинах попытались уйти от фиксации текущего момента и перейти к более полному и объемному отображению мира. Если мы посмотрим на их картины, то это уже не минута, а если говорить образно – год, десятилетия. Таковы картины Ван Гога из его Таитянского цикла.

[associated_posts]