Готический стиль, как термин появился после того как готика, как стиль в архитектуре, потеряла свое доминирующие значение. Его ввел в обиход итальянский скульптор, живописец и, наверное, первый ученый – искусствовед Джорджо Вазари в середине 16 века. Он ввел этот термин с целью выделить новое направление в архитектуре и живописи - Ренессанс или Возражение. В своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» он вводит понятие готического искусства, которое навсегда закрепилось за целой эпохой.
Слово готика пришло к нам из итальянского языка, и даже из еще более ранней эпохи – поздней Римской империи. Изначально готами называли варварские племена, которые в конечном итоге положили конец римскому владычеству. Поэтому готика было для римлян определением варварства и было ругательным словом. Готика не имеет ни какого отношения к самим готам и этот термин появился уже после того как готы исчезли с авансцены истории, но сам термин прижился и, в отличие от многих названий художественных стилей, готический стиль имеет четкое выражение и в форме и в содержании. Почему Готика противопоставляется Ренессансу? Все очень просто – готический стиль – это стиль величественных соборов и зданий, подавляющих личность. Все помыслы человека попавшего в сферу влияния готического произведения живописи или архитектуры должны быть направлены к богу и подавлять личные начала. Именно поэтому готические соборы стремятся ввысь, к небу, как бы отрекаясь от всего земного. Ренессанс же выводит наружу именно личность, с ее недостатками, даже грехами и в тоже время с красотой, которую авторы эпохи Возрождения находят в обыденных вещах и в обычных лицах. Если мы попытаемся вспомнить произведения, которые относятся к готическому искусству, то на память практически не приходит ни одной картины бытового содержания. Это или фрески, или картины, или иконы с библейскими сюжетами. Но в тоже время стоит отметить, что готика, пришедшая на смены романскому стилю, стала эпохой расцвета технологий и мастерства и зодчих, и живописцев, и скульпторов. Появляются в массовом порядке здания, при строительстве которых потребовались новые знания. Строительство величественных зданий дало мощный толчок популяризации точных наук. Именно массовое строительство в Европе стало причиной появления такого класса, как профессиональные строители - каменщики. Ведь строительство соборов продолжалось иногда десятилетия, а то и столетия. Это потребовало профессиональных рабочих, архитекторов, подрядчиков, мастеров и бригадиров, которые быстро сформировали принцип работы целой отрасли со своей структурой, которая остается неизменной уже не одну сотню лет: архитектор – прораб – квалифицированные рабочие – разнорабочие. Благодаря готической эпохе мы получили и такое явление, как масонство. И хотя масонские ложи появились в 17-18 веке, их прообразом были именно первые строительные «бригады» или цеха каменщиков, с их структурой, символикой и в какой-то степени идеологией. И именно эта каста строителей стала прообразом технократов, для которых весь мир имеет математическую логику.
Элементы, определяющие готический стиль
Готический стиль имеет довольно четкие элементы, его определяющие. Готический стиль легко узнаваем по определенным приемам, которые тогда применялись. Если выразить это одной фразой, то можно использовать следующую – устремленность ввысь в мир духовного, его религиозном смысле. Свое выражение эта идея получила в:- Для готической архитектуры характерны заостренный формы, с резными фасадами и высокими и узкими колонами;
- Особое положение занимают окна – такие же узкие и заостренные вверху;
- Каркасная конструкция зданий и окон;
- Витражи – использование цветного стекла при оформлении окон;
- Опора не стены зданий, а на колоны и измененная конструкция сводов, которая позволила облегчить конструкцию и строить очень высокие здания.
- В скульптуре также проявилась основная идея – устремленность ввысь – тела святых на стенах соборов вытянуты. Но это имеет и еще одну цель – визуальный эффект. Более вытянутые тела выглядят естественно, если вы смотрите на них снизу.
- В живописи готический стиль выражается не только во фресках, но и жанровом портрете. Особое значение имеет цвет. Поздняя готика характеризуется яркими цветами и красками, которые противопоставляются церковным канонам. Развивается техника живописи. Появляются новаторы, такие как Джотто. Именно в его работах появляются изображения людей со спины и в профиль. Краски картин и техника некоторых произведений напоминают современное искусство – почти плакатное. Это ярко видно в произведениях таких мастеров, как Джотто, Andrea da Firenze, Таддео ди Бартоло и других. Одним из явлений, характеризующих готическую живопись, является гротеск. Наиболее известен художник, работающий в этой манере - Босх, но до него именно готические живописцы развивали этот стиль.
Так что нам дала эпоха готического искусства:
Готическая архитектура
Основными памятниками готической архитектуры являются соборы, которые можно увидеть почти во всех странах Европы.
Готическая живопись
Готическая живопись – это в первую очередь фрески и картины на библейские темы. В них вы не встретите веселья, все серьезно и должно побуждать человека к раздумьям о бренности бытия и суеты видимого мира.
Готическая скульптура
Готическая скульптура это отдельная тема. Многие произведения можно определить, как по-настоящему готические произведения, даже в нашем понимании. Особенно это относится к надгробиям и статуям святых. Но есть и странности. Нам известны довольно странные примеры готической архитектуры – химеры на соборе Парижской Богоматери, но не мене странными можно назвать и деревянные скульптуры северной готики, которые раскрашены так, что не верится, что это библейские сюжеты – уж очень яркие краски. Да и коммерция сыграла странную шутку с готическим стилем. Производимые в массовом порядке скульптуры и скульптурные группы той эпохи трудно назвать произведениями искусства – там такие выражения лиц, что трудно представить себе, какие чувства могли вызывать такие лица у верующих.
Готический дизайн интерьеров
Готический дизайн – это уже не простота романских интерьеров. Чувствуется мастерство резьбы и идея, которая закладывалась в каждый значимый предмет интерьера. Особенно выразительны кресла, которые повторяют по своей форме силуэты соборов.
Мрачный мир готики, в изображении писателей 19 века, породил сегодня целое направление субкультуры, которая не имеет ничего общего с церковными сюжетами. Именно антураж взяли на вооружение современные готы, но не содержание. Да и антураж выдуманный писателями и сдобренный кинематографистами.
[associated_posts]