Футуризм в искусстве, дизайне и архитектуре

Множество стилей в архитектуре и дизайне имеют философскую подоплеку. Один стиль ломает традиции, другой наоборот является попыткой вернуться к прошлому. Но стили могут приходить и уходить – мода скоротечна, и на смену одному увлечению приходит другое. И вот на смену готике приходит ренессанс, а на смену модерну приходит конструктивизм. Все это так и жизнь течет. Но есть стили, которые можно назвать вечными. И в литературе, и в изобразительном искусстве, и в дизайне интерьеров.
Один из таких стилей – футуризм. Культ будущего и попытка подняться над настоящим. Этот стиль называют одним из направлений авангарда. На мой взгляд, такая трактовка не является до конца верной. Футуризм – это не просто одно из направлений в искусстве, это нечто большее. Это явление еще не до конца оцененное, хотя его результаты почувствовало на себе все человечество. Основателем этого направления называют итальянского писателя, поэта и философа Филиппо Томмазо Маринетти. В своем «Манифесте футуризма» он сформулировал философию этого явления, которое определило направления в искусстве, но не только. Именно ему мы должны быть «благодарны» за такое явление, как фашизм. Вот ведь парадокс – поэзия и искусство с одной стороны, а с другой крайне неприятное явление «фашизм». Но такова уж природа футуризма, который в своем экстремальном проявлении полностью отрицает все прошлое, слабое и на взгляд апологетов учения, все нежизнеспособное.  Иногда футуризм называют крайним проявлением Ницшеанства. Но не будем о грустном.

Футуризм  не только фашизм, но и направление в искусстве, дизайне и архитектуре. Что отличает его от других стилей – это алгоритм развитие в него заложенный. Ведь, по сути, футуризм не может устареть, не может остановиться. Это стиль развивается вместе с обществом, опережает это развитие. В нашу жизнь приходят новые технологии, появляются новые материалы, меняется представление об окружающем мире и также меняется наше представление о будущем. Посмотрите на картины художников 20 годов, как они представляют будущие города и их архитектуру – практически, это Токио, Гон Конг, Москва Сити сегодня. Вспомните фильм «Аэлита»  или «Гостья из будущего», про американское видение будущего не говорю – сплошной Апокалипсис и руины – будущее у них довольно туманно и нерадостно. Все таки, наша страна всегда шла впереди в искусстве и архитектуре.

Мы вслед за итальянцами шли вперед, и именно в России на сломе эпох, футуризм расцвел и ни куда не делся. Хотя соцреализм и был основным направлением во всем, футуристические идеи просто переместились в другую плоскость – фантастика, кино, изобразительное искусство. Да и действительно, это направление не может выйти из моды, пока человек мечтает о будущем. Хотя советские правители этого и не понимали. Гонения на футуристов были самым обычным явлением. Именно поэтому, наверное, в нашей стране фантастика была в таком загоне. Гонения на футуризм в Советской России объясняются очень просто – наши идеологи хотели контролировать души во всем. А как ты можешь контролировать мечты? Ну не получается влезть в эту область человеческого сознания. Можно приземлить наши мечты, можно заставить мечтать о куске колбасы или о машине и телевизоре. Можно заставить фантастов писать о светлом коммунистическом будущем. Но это идеология. А как быть с архитектурой, с одеждой, с интерьерами – вот тут-то и появляется брешь. Ну не можешь ты сказать и указом или законом определить, что должны носить через 100 лет. Лучше это все накрыть тенью и не обращать внимания. Как и поступали все коммунистические вожди времен развитого социализма. А футуризм потихоньку развивался, правда, уже не в нашей стране. Буржуазное искусство, как уже не раз говорилось, потребляет все – все стили и направления. И приспосабливает, и адаптирует под цели общества потребления. Есть потребность в мечтах о будущем – востребованы художники, архитекторы, дизайнеры. Нужны новые идеи оформления машин – привлекаются в конструкторские и дизайнерские компании молодые и талантливые футуристы.  И вот на автосалонах появляются концепт-кары, которые с полным основанием можно назвать футуристическими, а мы производим до сих пор «Жигули» старых моделей, и по какой-то непонятной логике называем их классикой. Об архитектуре можно и не говорить – наша страна, в которой многие, модные сейчас, стили появлялись и развивались, безнадежно отстает от мира. Если и появляются идеи, то их не видно. Как говорится в одном анекдоте:
— Хотели создать современную сенокосилку, а получилась, как всегда, ракетная установка.

Для большинства архитектурных или художественных стилей можно выделить несколько свойств или особенностей, единых для всех произведений, выполненных в этом стиле. С футуризмом все намного сложнее. Современный футуризм можно охарактеризовать, как отказ от прошлого, его форм и канонов. Есть лишь одна общая особенность, которую можно определить, как скорость, движение вперед. Но это скорее философские категории, чем художественные. Именно движение вперед на скорости закладывалась, как основа стиля его основателем Маринетти.

В остальном же трудно сказать что о стиле – все произведения различны и меняются с развитием общества, как меняются наши взгляды и представления о будущем. Так и появляются ответвления стиля: Ретро Футуризм, Эко Футуризм,  Индустриальный Футуризм. Вообще, иногда некоторые исследователи говорят о футуризме, как о приставке к определенному стилю. Например: Футуристическая классика или Футуристический Модерн. Встречал пару раз такие вот обороты. Но скорее всего это неправильно. Футуристический стиль – это стиль без начала и конца, как время или движение. Для пещерного человека, хижина была футуристическим объектом, а для древнего грека Александрийский Маяк не менее футуристичен.  Ниже мы попробуем представить вашему вниманию примеры стиля в различных областях:

[associated_posts]