Легенда о возникновении ковров

Ковры имеют тысячелетнюю историю. В одной из статей, размещенной мы уже сделали краткий экскурс в историю ковров. В этой небольшой заметки хочется остановиться на сугубо прикладном применении ковров.

Сначала небольшая справка. Ковры, как предмет обихода, первыми стали использовать кочевники. На востоке небольшие племена кочевали по степям со стадами овец. И главная проблема была в истощении пастбищ. Овцы довольно прожорливы и кочевникам приходилось постоянно переезжать с места на место. Именно поэтому, за тысячи лет кочевой жизни, были созданы мобильные дома. Кибитки, шатры, юрты. Такие жилища быстро собирались и занимали немного места при транспортировке. Основным материалом для строительства шатров (для удобства, объединим все типы мобильных жилищ под этим названием), была овечья шерсть. Шкуры тоже использовались, но это было непрактично. Использовался войлок, как наиболее простой, в изготовлении, материал . Ковры появились несколько позже. Но тоже достаточно давно. Ковры более сложны в производстве и требовали оборудования и времени. Кроме того, ковры становились идентификатором принадлежности к тому или иному сообществу. В этом было одно из назначений ковров. Но это было не самое главное. Ковры несли эстетику в шатры. Это еще одно назначение ковра. Но и это не самое главное. Тепло – ковры на полу шатра защищали людей от холода, который шел от земли. Еще одно назначение, но и это еще не все.
 
Лет 25 назад мне пришлось поработать в Казахстане в степи. Во время работы часто приходилось общаться с людьми и наблюдать за бытом современных кочевников. Конечно, цивилизация пришла в юрты и шатры, но основа быта осталась неизменной. Однажды, довелось поговорить со старым казахом, который играл в группе роль сказителя – акына. И он мне рассказал, почему люди стали использовать ковры. Возможно это только легенда, но факты, которые я узнал, говорят, что доля правды в этом рассказе есть.
 
Сама легенда, рассказанная акыном.
 
Сначала, небольшое отступление. Степь – это не только трава и бескрайние просторы. В степи водятся множество различных тварей – змеи, скорпионы, фаланги и другие не менее ядовитые создания. И с ними нужно как-то справляться. Быть укушенным одним из этих прелестных животных, удовольствие ниже среднего.
 
Так вот, было это давно. Люди бродили по степи и пасли овец. Тогда еще не использовали ни войлок, ни ковры. Все было из шкур. Люди не замечали, что овцы, верно служат народу, не только давая мясо и одежду, но и защищая людей от ядовитых тварей.
 
Надо Вам сказать, что там, где пасутся овцы, трудно найти змею или скорпиона. Эти животные боятся овец панически. И сейчас, чтобы защитить лагерь от ядовитых созданий, его периметр обводят веревками из овечьей шерсти. Это еще можно увидеть у кочевников.
 
Так вот, овцам надоело, что их бездумно убивают, и они ушли от людей. А этого только и ждали злые духи, и они наслали на людей всех ядовитых тварей, которых смогли собрать в бескрайней степи. И вот люди стали гибнуть и болеть и не только от голода. Ведь они занимались охотой, и с мясом не было проблем. Нет, они стали гибнуть от укусов змей и скорпионов. Однажды, старик кочевник, оглядев поредевшее племя, понял, что что-то надо делать. И он пошел к овцам и стал просить их вернуться к людям. Овцы долго не соглашались и наконец, согласились, при условии того, что люди не будут бездумно их убивать. Взамен, овцы научили людей делать войлок и ткать одежду из шерсти.
Овцы вернулись и стали жить с людьми. Люди выполнили соглашение и не убивали овец бездумно. И вот однажды, в подарок за то что люди оказались честны с овцами, овцы научили людей как полностью обезопасить свое жилище от ядовитых тварей, которые все равно пробирались в жилища из-под земли, так как уже не могли сделать это снаружи. Ведь территория охранялась овечьими стадами. Овцы научили людей ткать ковры из своей шерсти. Так овцы помогли людям защитить себя от ядовитых созданий.
С тех пор соглашение между людьми и овцами не нарушалось, и живут они в согласии и мире.
Есть доля истины в этой легенде. Шерсть действительно отпугивает нечисть.

Comments are closed.